Программа развития на период 2011 - 2015 годы
«От школы знаний – к школе жизни»

1 Аннотация документа

Программа развития МОУ СОШ № 9 г. Смоленска «От школы знаний – к школе жизни» разработана педагогическим коллективом на период с 2011 по 2015 год. В программе определены тенденции развития школы в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, моделируются пути и способы по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы в данный период предполагает создание условий для личностного роста учащихся, их подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе.

Специфика развития школы в данный период определяется тем, что с января 2010 года школа участвует в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», направленной на обеспечение такого образования, ключевой характеристикой которого становиться не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к самообучению и переобучению.

2 Информационная справка о школе

МОУ СОШ № 9 г. Смоленска приняла своих первых учеников 1 сентября 1957 года. Школа сегодня это динамично развивающаяся система с отлаженным механизмом кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения, в образовательном пространстве в которой комфортно чувствуют себя как мотивированные дети, так и дети со специальными образовательными потребностями.

Школа включает в себя три ступени.

Первая ступень обучения – начальная школа: продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся – 6,5-7 лет на 1 сентября. Обучение осуществляется по программам основного общего образования и специальным коррекционным программам.

Вторая ступень обучения –основная школа: продолжительность обучения 5 лет. Обучение осуществляется по программам основного общего образования и специальным коррекционным программам. Основная цель – обеспечение высокого уровня социализации школьников.

Третья ступень обучения – старшая школа: продолжительность обучения 2 года. Обучение ведется по программам среднего (полного) общего образования. На этой ступени образования осуществляется профильная дифференциация.

Характеристика педагогического коллектива

Учебно-воспитательный процесс осуществляют педагоги: средний возраст учителей – 44 года; средний педагогический стаж – 15 лет. Средний возраст администрации – 40 лет.

Имеют высшее образование –98% среднее специальное – 2%;

Аттестованы на квалификационную категорию 52 педагогических работника (87 %), в том числе на высшую категорию – 19 педагогических работника; на первую категорию - 19 педагогических работника; на вторую категорию – 14 педагогических работников.

Имеют почетное звание «Отличник народного просвещения» - 1 учителя, «Почетный работник» - 1 учитель, награждены Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ – 2 учителя.

Характеристика учащихся и их семей

Обучение осуществляется в две смены в 1-11 классах

Школа имеет шестидневную рабочую неделю. Продолжительность урока составляет 45 минут.

Нормативная продолжительность учебного года составляет 33 недели для 1 класса, 34 недели - для 2-11 классов.

Особенности учебного процесса

Образовательная программа осуществляется на основе федерального Базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312, и государственных образовательных стандартов первого поколения.

Выбор школьных компонентов учебного плана осуществляется на основе учета пожеланий учащихся и их родителей в соответствии с возможностями школы.

В целях повышения качества образовательных услуг и в соответствии с пожеланиями родителей учащихся школа сотрудничает со Смоленским индустриальным техникумом (профильная подготовка).

С 2005 года в школе реализуется программа дошкольной подготовки для детей 6-7 лет «Школа будущего первоклассника», разработанная педагогами школы. Образовательный курс представлен системой занятий, содержание которых направлено на общее психическое и физическое развитие ребенка, охрану и укрепление его здоровья, развитие творческого воображения, активности и инициативы, самостоятельности в решении задач, умения наблюдать и сравнивать, делать выводы. В результате работы школы по этой программе реализуются современные подходы к организации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования.

Отличительной чертой школы является также наличие в ее структуре с 2010 года подразделения, занимающегося обучением детей, находящихся на лечении реабилитационном центре для детей и подростков «Вишенки». Равноуровневая предшествующая подготовка этих учащихся, постоянная сменяемость контингента, сложности в обучении, обусловленные состоянием их здоровья, требуют от педагогов школы динамической ориентации на личность ученика в целях эффективной адаптации к временным условиям обучения и предупреждения пробелов в образовании.

Режим работы школы позволяет организовать занятость учащихся во внеурочное время в различных кружках и секциях, а также в группах продленного дня. В школе действуют 8 кружков и секций и 2 группы продленного дня.

Особенности воспитательного процесса

Воспитательная деятельность осуществляется через реализацию социально-педагогических проектов взаимодействия школы и воспитательных учреждений. На протяжении ряда лет в школе развиваются формы детского самоуправления школьников и подростков.

Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников: воспитательная работа в процессе обучения; внеурочная деятельность, внеклассная деятельность.

Результатом воспитательной деятельности школы является положительная динамика развития личностных качеств и ключевых компетенций выпускников школы.

Характеристика материальной базы школы

В целях обеспечения эффективного образовательного процесса в школе создана необходимая материальная база, которая включает в себя:

- кабинеты физики, химии, биологии, географии, истории, математики, русского языка и литературы, начальных классов, дошкольного обучения;

- кабинет информатики (8 учебных мест с доступом в Интернет);

- спортивный зал, площадка для спортивных игр;

- кабинет технологии.

Для обеспечения психологического сопровождения образовательного процесса в школе создан кабинет психолога с соответствующей методической базой, разработана и реализуется программа психологической поддержки. В школе функционирует логопедическая служба.

Для сохранения здоровья учащихся школьная столовая обеспечивает двухразовое питание, в медицинском и процедурном кабинетах имеется необходимое оборудование для наблюдения и профилактики заболеваний.

В настоящее время фонд школьной библиотеки недостаточно укомплектован основными и альтернативными учебниками. Соответствующее современным требованиям расширение объема самостоятельной работы учащихся и методической работы учителей требует организации работы учащихся и методической работы школьной библиотеки и комплектования ее фондов на принципиально новой основе. Создание в библиотеке фонда методической литературы и проведение библиографических уроков является одним из неотъемлемых условий образовательного процесса, соответствующего требованиям современного общества и государственной стратегии в области развития образования.

Для эффективного функционирования и развития, предусматривающего повышение качества работы школы в ближайшие годы необходимо решение следующих проблем:

- недостаточная наполняемость образовательного учреждения, основанная на особенностях микрорайона школы;

- необходимость дополнительных материальных и педагогических ресурсов для проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов;

- необходимость полноценного обеспечения учебниками учащихся школы;

- необходимость второго компьютерного класса для эффективного использования образовательных технологий.

- необходимость реконструкции спортивной площадки для занятий физической культурой.

3. Проблемно-ориентированный анализ работы школы

и перспективы ее развития

3.1 Характеристика микросоциума школы

Образовательная ситуация в школе определяется ее расположением на окраине города, что является одним из определяющих факторов снижения общей численности обучающихся. В школе учатся дети, проживающие в пос. Миловидово, Вишенки, Дрюцк, Рай, Одинцово (около 20%).

В силу указанной специфики микрорайона школы наполняемость классов не превышает нормативную, что способствует эффективной реализации индивидуального подхода и адаптации учащихся с различным уровнем предшествующей подготовки, воспитывающихся в различных социальных условиях.

Результаты обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, показывают, что в первый класс приходят ребята, существенно отличающиеся друг от друга по своему интеллектуальному и физическому развитию. Значительная неоднородность нашего ученического контингента определяет выбор модели адаптивной школы как оптимальной в существующих условиях.

3.2 Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы

Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику ко времени окончания им школы.

Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:

- государство (Российская Федерация, Смоленская область, которые формируют свой заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и Администрация горда;

- учащиеся;

- родители учащихся (законные представители);

- педагогическое сообщество.

С точки зрения государства, «…главными результатами школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школы (НОИ «Наша новая школа»).

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в качестве приоритетных определяет следующие направления модернизации школьного образования:

1 Обновление образовательных стандартов, которые позволят обучающимся получить возможность раскрыть свои способности, совершенствоваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Следовательно, образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. Весомое значение приобретает внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

2 Система поддержки талантливых детей. Необходимо создать общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят посредством расширения системы олимпиад, конкурсов, конференций, семинаров учащихся, формирования ученических портфолио.

3 Развитие учительского потенциала посредством внедрения системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школе лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школы новым поколением учителей.

4 Развитие школьной инфраструктуры, которая должна отвечать современным представлениям комфорта и безопасности, обеспечивать взаимодействие школы с организациями все социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочие.

5 Оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья учащихся.

Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждениекак открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

Родители учащихсяхотят, чтобы школа обеспечила:

- возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования;

- качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;

- начальную профессиональную подготовку учащихся третьей ступени школы;

- интересный досуг детей;

а также создавала условия для:

- удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;

- формирование информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;

- сохранения и укрепления здоровья детей.

Учащиесяхотят, чтобы в школе:

- было интересно учиться;

- имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;

- была возможность получить качественное среднее образование и начальную профессиональную подготовку;

- имелись условия для освоения современных информационных технологий.

Педагогиожидают:

- создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;

- улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;

- создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.

Учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами выявлены те потенциальные результаты, к достижению которых должна стремиться школа и которые, по сути, определяютстратегические направленияее развития. Таковыми являются:

- модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе;

- создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства;

- создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса;

- внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Данные стратегические направления развития школы являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделение частных задач и определения условий, способствующих эффективному их решению. Высокие результаты в развитии школы по данным направлениям явятся показателем достижения нового качества образования.

Проблемы школы и способы их решения

Изучая возможности реализации основных направлений развития школы, нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения.

Проблемы

Способы решения

1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса

Недостаточная осведомленность педагогов об основных направлениях модернизации школьного образования

Необходимо создание такого информированности пространства в школе, которое будет способствовать повышению не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетентности

Недостаточная готовность учителей, работающих на третьей ступени школы, полноценно организовать образовательный процесс в профильных классах

Повышение квалификации учителей, работающих на третьей ступени школы в профильных классах. Разработка собственных методических рекомендаций по организации образовательного процесса в профильных классах и в ходе предпрофильной подготовки

Приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса в школе, низкий процент использования инновационных технологий обучения

Апробация и внедрение современных образовательных технологий

Сложность апробации новых учебно-методических комплексов ввиду отсутствия полного методического обеспечения


Повышение квалификации учителей, работающих по новым учебно-методическим комплексам

2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса

Личностный рост учителя. Повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства школы

Недостаточная готовностьчасти учителей работать в условиях эксперимента

Организация семинарских занятий по данной проблеме; разработка и реализация индивидуальных программ экспериментальной деятельности; научно-педагогическое сопровождение учителя в ходе эксперимента

Недостаточная осведомленность части о результатах современных исследований в области педагогической психологии и частных методик

Повышение компетентности педагогов в процессе их включения в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу; консультирование учителей; сопровождение профессионально-педагогической деятельности педагогов

Узкопредметная направленность деятельности многих учителей, отсутствие стремления интегрировать деятельность и создавать совместные творческие проекты

Мотивация на разработку индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений, их защита

Преобладание субъект-объективных отношений в образовательном процессе, неготовность учителей к реализации технологий сотрудничества

Освоение и внедрение на практике технологий личностной ориентации, сотрудничества, диалога

Личностный рост учащихся. Создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив

Унификация как содержания, так и форма деятельности учащихся, ориентация на «среднего» ученика

Внедрение технологий дифференцированного обучения, развивающего обучения

Преобладание репродуктивных форм организации учебной деятельности школьников, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала личности

Внедрение технологий проблемного обучения, проектного обучения, игрового обучения

Знаниеориентированный подход к содержанию образования и оценке учебных достижений учащихся

Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенции и личностных качеств, приобретенных школьниками

Недостаточная направленность образовательного процесса на формирование функциональной грамотности: языковой, информативной, гражданской и др.

Внедрение технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни

Затруднение свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы

Внедрение вариативных программ, учебников, технологий, расширение спектра образовательных услуг

Преобладание субъект-объектных отношений в образовательном процессе, недостаточное внимание к субъектному опыту ученика

Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъективного опыта ученика

3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства

Недостаточная готовность учителей к использованию в образовательном процессе информационных технологий

Прохождений учителями курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей

Отсутствие необходимой материально-технической базы для развития функциональной информационной грамотности учащихся

Укрепление материально-технической базы школы и организация целенаправленной работы по формированию функциональной грамотности школьников

Отсутствие программно-методического обеспечения, позволяющего внедрить информационные технологии в образовательный процесс

Создание банка программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективной работы по внедрению информационных технологий. Подключение к глобальной информационной сети и использование ее ресурсов

Низкий уровень информационной культуры населения, связанной с отсутствием свободного доступа к глобальной информационной сети

Использование возможностей школы для предоставления свободного доступа населения к глобальной информационной сети



4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся

Низкий уровень включенности педагогического коллектива школы в работу по физическому воспитанию учащихся; недостаточная подготовленность учителей по вопросам охраны туда и укрепления здоровья школьников

Принятие педагогическим коллективом категории здоровья как профессиональной и личностной ценности. Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения

Отсутствие специфических критериев оценки деятельности педагогического и медицинского персонала школы по профилактике заболеваемости и укреплению здоровья учащихся

Разработка системы критериев и показателей качества медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся

Недостаточность материальной базы для создания необходимого, здоровьесберегающего пространства и стимулирования условий, обеспечивающих физическое развитие школьников

Развитие спортивной базы школы. Создание в рамках школы целостной здоровьесберегающей среды, охватывающей физический, психический, нравственный аспекты жизни школьника


4. Миссия и ценности школы в условиях

инновационного развития.

Определимся в понятиях:

Миссия– это принятое школьным сообществом и официально декларируемое решение об общем назначении образовательного учреждения, о его целях и ценностях, о принимаемых на себя обязательствах. Миссия задает рамки и направления, внутри которых определяются стратегические цели.

Культура организации– это система представлений о способах деятельности и нормах поведения; набор привычек, писаных и неписаных правил, запретов, представлений о будущем и настоящем и др., сознательно или бессознательно разделяемых большинством членов коллектива.

Ценности– общественно значимые для личности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, дружба и т.п.

Видение и миссия образовательного учреждения.

Наша школа – это открытое пространство для развития потенциальных возможностей и самореализации детей и взрослых.

Предназначение нашей школы – дать каждому ученику возможность найти и выразить себя сообразно своим способностям.

Наша миссия – воспитание ученика, готового к заботе о своем здоровье и здоровье окружающих его людей, владеющего здоровьесберегающими технологиями, способного к саморелизации в окружающем мире.

Наше предназначение – создание морально-психологического комфорта для участников образовательного процесса, подготовка учащихся к выбору, в который человек включен на протяжении всей своей жизнедеятельности; обеспечение организационно-педагогических условий для повышения общей и художественно-эстетической культуры учащихся микрорайона.

Мы строим школу, в которой развитие детей обусловлено сохранением их здоровья. Выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на выбор профессии, способной в последующем на участие в духовном и экономическом развитии общества.

Смысл нашей работы – формирование черт физически развитой личности, ориентированной на творческое преобразование действительности и саморазвитие, на здоровый образ жизни, личности образованной и самостоятельной, стремящейся к овладению опытом духовной жизни, нравственного поведения, освоению ценностей национальной культуры.

Создание условий для самореализации и осознанного личностного самоопределения учеников в соответствии с их склонностями и интересами и подготовка на этой основе выпускников, готовых к жизни в открытом и меняющемся мире – это наш ответ на социальный заказ.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение, укрепление психического здоровья и личностного благополучия подрастающего поколения в образовательном пространстве города – это смысл нашей работы.

5. Основные направления реализации программы

развития школы.

Направление 1.Обеспечение перехода на стандарты второго поколения

Цель:Совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост ученика и возможность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.

Задача

Условия решения поставленных задач

1 Обновление содержания школьного образования

1. Апробация и внедрение новых УМК.

2. Конструирование предметов профильного и базового уровней.

3. Разработка системы элективных курсов.

4. Повышение квалификации учителей, работающих по новым УМК.

5. Повышение квалификации учителей, работающих в профильных классах.

2 Внедрение инновационных образовательных технологий

1. Апробация современных образовательных технологий.

2. Широкое использование проектной технологии на всех ступенях школы.

3. Поиск апробация и внедрение методов и форм организации образовательного процесса в условиях профильного обучения, разработка авторских технологий.

4. Разработка учебно-методических материалов для новых форм организации образовательного процесса в старшем звене.

5. Разработка и описание методики организации учебного исследования и проектирования в старшем звене школы.

3 Создание системы предпрофильной подготовки

1. Изучение социального заказа и создание соответствующей системы профилей.

2. Разработка механизмов комплектования профильных классов.

3. Разработка критериев отбора выпускников основной школы на профильную ступень обучения.

4. Создание программы психолого-педагогического сопровождения предпрофильных классов.

5. Отработка механизмов выбора профиля учащимися с привлечением психологической службы школы и специалистов по профориентации.

4 Создание гибкой системы профильного обучения на третьей ступени школы

1. Создание программы психолого-педагогического сопровождения профильных классов.

2. Разработка программы мероприятий-стажировок и курсов повышения квалификации педагогов по проблемам профильного обучения.

3.Внедрение новых способов стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников и оценивания учебных достижений учащихся.

4.Решение проблемы перегрузок учащихся профильных классов.

5. Обеспечение возможности построенияшкольниками индивидуальных образовательных программ.

6. Определение объема содержания профильных и общеобразовательных учебных дисциплин.

7. Установление связей с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования с целью внесения необходимых изменений в различные формы учебного процесса.

5 Внедрение новых способов оценивания учебных достижений учащихся на начальной и старшей ступенях школы

1. Определение и описание критериев измерения учебных достижений учащихся.

2. Разработка способов оценивания учебных достижений учащихся начальной школы.

3. Поиск и адаптация новых подходов к оцениванию учебных достижений учащихся.

4. Включение в содержание обучения методов самоконтроля и самооценивания.

5. Разработка требований к организации объективной системы текущего контроля.

7. Разработка системы оценивания учебных достижений учащихся по профильным и непрофильным курсам, а также элективным курсам.

Направление 2.Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса. Система поддержки талантливых детей

Цель:Достижение положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций учащихся

Задача

Условия решения поставленных задач

Отслеживание динамики развития ключевых компетенций учащихся.

1. Ведение школьниками ученических портфолио с целью учета индивидуальных достижений обучающихся.

2. Создание необходимых условий для самореализации учащихся (участие в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях).

Обеспечение личностного роста учащихся

1. Развитие информационных средств обучения с использованием различных сервисов сети Интернет, дистанционной технологии.

2. Размещение на сайте школы творческих работ учащихся.


Цель:Достижение положительной динамики развития личностных качеств и профессиональной компетентности педагогов, способствующих общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.

Задача

Условия решения поставленных задач

1. Осуществление курсовой подготовки и переподготовки учителей

1 Организация стажировок, курсов повышения квалификации педагогов, направленных на разработку проектов социальной и профессиональной направленности.

2 Проведение в рамках школьных методических объединений разноуровневых и интегральных курсов по изучению проблем школы.

2. Совершенствование научно-методической службышколы

1. Совершенствование системы внутришкольного контроля, диагностирование проблем.

2. Организация работы «Школы молодого учителя».

3. Организация профессиональных конкурсов

4. Разработка индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений.

5. Повышение профессионального методического уровня педагогов в школе через участие в семинарах, научно-практических конференциях; создание программ исследований; повышение квалификации.

3. Организация научно-педагогического сопровождения учителя в условиях эксперимента

1 Организация семинарских занятий для педагогических работников школы.

2 Разработка и реализация индивидуальных программ экспериментальной деятельности.

3 Повышение компетентности педагогов в процессе включения в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу.

4 Консультирование научным руководителем учителей по индивидуальным проблемам исследования.

5 Издание сборников материалов научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.

4. Научно-психоло-гическое сопровождение деятельности учителя

1. Консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов.

2. Информирование педагогов о результатах психологических исследований.

3. Изучение, обобщение методических рекомендаций по организации и психолого-педагогического сопровождения участников эксперимента (учащихся и педагогов).

4. Организация и проведение совместно с членами педагогического коллектива комплексного мониторинга воздействий всех инноваций экспериментальной работы в школе.

5. Оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспитания для школьников с особыми образовательными потребностями.

6. Консультирование и оказание помощи учителям в организации взаимодействия между учениками в ходе учебного процесса и в период проведения досуга.

7. Содействие педагогическому коллективу в обеспечении психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

5 Внедрение современных образовательных технологий

1. Внедрение технологий дифференциального и развивающего обучения.

2. Внедрение технологий проблемного, проектного и игрового обучения.

3. Создание условий для свободного выбора и самореализации ученика в образовательном процессе посредством внедрения вариативных программ, учебников, технологий.

4. Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъективного опыта ученика.

6 Целенаправленное формирование ключевых компетенций

1. Реализация технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества.

2. Усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и его культуру.

3. Повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.

4. Предоставление учащимся реальных возможностей для участия в общественных и творческих объединениях.

5. Развитие форм детского самоуправления.

Направление 3.Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства

Цель:Интеграция информационных ресурсов, позволяющих осуществить сбор, хранение, передачу и обработку информации, имеющей учебную и социокультурную значимость для школьников. Предоставление свободного доступа к информации всем субъектам образовательного процесса и населению.

Задачи

Условия решения поставленных задач

1 Подготовка учителей к использованию информационных технологий в образовательном процессе и формированию функциональной информационной грамотности учащихся школы

1 Освоение педагогами персональных компьютеров и информационных технологий.

2 Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий.

3 Внедрение информационных технологий в образовательную практику.

4 Целенаправленная работа по формированию функциональной информационной грамотности учащихся

2 Создание банка программно-методи-ческих, ресурсных материалов, обеспечивающих внедрение информационных технологий в образовательный процесс и вхождение в глобальное информационное пространство

1 Создание материально-технической базы школы, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса.

2 Укрепление и совершенствование технического оснащения образовательного процесса.

3 Создание банка программно-методических материалов.

4 Подбор мультимедиа-программ, пособий, учебников для эффективной работы по внедрению информационных технологий в образовательный процесс школы.

5 Подключение к глобальной информационной сети и использование ее ресурсов в образовательном процессе.

6 Разработка авторских мультимедийных пособий.

7. Создание локальной школьной локальной сети.

Направление 4.Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогическогосопровождения учащихся.

Цель:Обеспечение полноценного психофизического развития учащихся и позитивной адаптации, социализации и интеграции в современном быстроменяющемся информационном обществе.

Задачи

Условия решения поставленных задач

1 Создание службы медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся

1 Разработка и реализация комплексной программы построения здоровьесберегающей среды школы.

2 Разработка системы физического воспитания, основанной на индивидуальном подходе.

2 Мониторинг динамики психофизического развития учащихся и условий для развития здоровья школьников

1 Разработка системы критериев и показателей качества медико-социально-педегогической работы по реализации идей здоровьесбережения.

2 Организация мониторинга состояния здоровья школьников.

3 Внедрение технологий здоровьесберегающей среды в школе

1 Разработка и проведение мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связанных с социальными аспектами жизни школьников (внедрение сбалансированного разнообразного питания; мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения и т.д.).

2 Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, их родителей, педагогов.

3. Внедрение на уроках здоровьесберегающих технологий.

4 Разработка технологий медико-социально-педагогического сопровождения

1. Обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей.

2. Создание благоприятной психологической среды в образовательном учреждении.

3. Профилактика и преподавание отклонений в психологическом здоровье учащихся (выявление условий, содействующих сохранению здоровья школьников)

5 Создание системы медико-социально-психолого-педагогического сопровождение учащихся

1. Создание психолого-педагогической поддержки школьников в период адаптации к новым условиям обучения (адаптация учащихся 1-х классов, организация преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено и при переходе учащихся из среднего звена в старшую школу).

2. Разработка пакета диагностических методик и методических материалов организации психолого-педагогического сопровождения учащихся специальных (коррекционных классов).

3. Осуществление профориентации и профессионального самоопределения с учетом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого ученика.

Направление 5. Развитие школьной инфраструктуры.

Цель: Обеспечение безопасных и комфортных условий для всех участников образовательного процесса

Задачи

Условия решения поставленных задач

Обеспечение комфортных условий для всех участников образовательного процесса

1. Ремонт фасада школы.

2. Строительство на территории школы новой спортивной площадки.

3. Капитальный ремонт крыши.

4. Текущий ремонт здания школы.

5. Приобретение новой мебели для кабинетов, удовлетворяющей требованиям СанПинов.

6. Приобретение мультимедийной техники (проекторы, интерактивные доски).

7. Открытие второго компьютерного класса.

8. Приобретение учебников для учащихся школы.

2. Обеспечение безопасности для всех участников образовательного процесса.

1. Замена противопожарных дымовых извещателей.

2. Установление прямой телефонной связи с пунктом пожарной охраны.

3. Аттестация рабочих мест.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

- Достижение государственных образовательных стандартов
на I ступени обучения.

- Повышение степени удовлетворенности образовательной деятельностью школы учащимися и их родителями.

- Переход процесса обучения на новый технологический уровень, способствующих сохранению психосоматического здоровья учащихся.

- Создание модели школы, эффективно использующей средства информатизации в образовательном процессе.

- Расширение спектра дополнительных образовательных услуг (в том числи платных) как условия удовлетворения все расширяющихся потребностей населения, так средства пополнения собственного бюджета.

В ходе отслеживания мониторинга Программы развития предполагается корректировка программы в ходе ее поэтапного претворения в жизнь с учетом результатов анализа достижений школы.

Результатами работы должны стать:

1. Нормативно – правовая база:

- формирование пакета утвержденных целевых программ, обеспечивающих выполнение программы школы;

- разработка и утверждение документов, регламентирующих формы стимулирования и поощрения результативной деятельности учителей, школьного ученического самоуправления, родительского соуправления;

- реализация программы опытно - экспериментальной работы.

2. Программно – методическое обеспечение:

- формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественное обучение и выполнение государственных программ по предметам;

- разработка методических рекомендаций по использованию информационных и инновационных технологий, технологий дифференцированного обучения;

3. Информационное обеспечение:

- оперативное информирование коллектива учителей, родителей, учащихся о характере преобразований в школе через школьный сайт, родительские собрания и СМИ.

4. Мотивационное обеспечение:

- разработка стимулирования результативной деятельности учителей (через формы материального и морального поощрения);

5. Кадровое обеспечение:

-повышение квалификации педагогов, в том числе работающих в условиях инновационного режима;

- формирование штатного расписания в соответствии с потребностями в инновационной деятельности;

- подбор и расстановка кадров в соответствии с потребностями и необходимостью школы;

- внедрение новой системы аттестации педагогических кадров.
6. Финансовое обеспечение:

- составление сметы по внебюджетным доходам с расчетом на функционирование и развитие школы

- составление перспективного плана развития материально - технической базы школы.